Всем любви
Первоначально душа представлялась айнам, как, впрочем, и другим первобытным этносам, очевидно, как нечто конкретное и материальное, находящееся внутри тела человека. У многих народов она отождествлялась со словами “дыхание”, “кровь”. Местами, где находилась душа, считались сердце, грудь, живот. У ряда коренных этносов Сибири, например, местопребывание души связывалось с внутренностями. То же было характерно и для айнов. Производное от рамат (означающее кроме души еще и сердце) слово рамаро имело значения “внутренности”, “кишки”.
(...)
Представление о душе, покидающей при смерти тело человека или животного, было распространено и на предметы материальной культуры. Однако для того, чтобы душа покинула материальный объект, необходимо было, по мнению айнов, сжечь его или сломать. При айнских похоронах одежду умершего разрезали, а оружие, утварь и прочий погребальный инвентарь ломали на могиле, чтобы неумирающие души вещей могли сопровождать покойного в загробный мир. Возможно, этот же принцип лежал у айнов в основе своеобразного способа самоубийства путем вскрытия живота — пере, о котором имеется упоминание в словаре М. М. Добротворского. Как и при поломке вещи или разрезании одежды на похоронах, человек, желающий умереть, вскрывая брюшную полость, выпускал свою душу.
А.Б. Спеваковский. Оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., “Наука”, 1988. Стр. 50-58.
(...)
Представление о душе, покидающей при смерти тело человека или животного, было распространено и на предметы материальной культуры. Однако для того, чтобы душа покинула материальный объект, необходимо было, по мнению айнов, сжечь его или сломать. При айнских похоронах одежду умершего разрезали, а оружие, утварь и прочий погребальный инвентарь ломали на могиле, чтобы неумирающие души вещей могли сопровождать покойного в загробный мир. Возможно, этот же принцип лежал у айнов в основе своеобразного способа самоубийства путем вскрытия живота — пере, о котором имеется упоминание в словаре М. М. Добротворского. Как и при поломке вещи или разрезании одежды на похоронах, человек, желающий умереть, вскрывая брюшную полость, выпускал свою душу.
А.Б. Спеваковский. Оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., “Наука”, 1988. Стр. 50-58.