читать дальшеПить вино, любить женщину, писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи – всё это по природе своей в культурном контексте дальневосточной эстетики одинаковые деяния. Живописные свитки с изображениями цветка и бабочки, пейзажа, архитектурного ансамбля, различных предметов, например, вазы, стрелы, скипетра "жу-и" и т.п., как показывают исследования последних лет, содержат богатый образный мир, пронизанный сексуальностью. Стразы-символы растений в китайском и японском искусстве по своему значению являются, пожалуй, центральными.
Так, практически все деревья, цветы, травы в той или иной степени могут вызывать в человеке эротические ассоциации и являться сексуальным возбудителем. Азалия – это воплощение женской соблазнительности, ее называют "цветок кукушки", что наводит на мысль о непостоянных связях. Баклажан же, напротив, имеет форму, напоминающую фаллос, и тем самым "работает" как сексуальный провокатор; сердце-цветок (хуа-синь) – одно из названий женских половых органов; девственность обозначается как желтый цветок (хуан-хуа); лотос и пион, особенно красный, (хун-лянь) – это женские гениталии; нарцисс, как и орхидея, обозначает супружеские отношения; цветы сливы мэйхуа – это обычное название для девиц легкого поведения. Выражение "Цветы сливы цветут во второй раз" имеет эротический смысл: "второе соитие в одну и ту же ночь". Изображения насекомых и птиц вызывают, согласно В.Эберхарду, сексуальные ассоциации. Так, бабочка и пчела, берущие нектар из цветка, символизируют соитие, которое описывается, как "любовное безумие бабочки и дикой пчелы". Слово "няо" – "птица" – обозначает и фаллос, и вообще является бранным словом. Ласточкины гнезда – это известный возбудитель мужской сексуальности, поэтому и изображения ласточек содержат эротические аллюзии. "Курицей" кличут проституток, две сороки, символизирующие, как известно, радостную встречу сказочного Пастуха и Ткачихи, могут иметь и сексуальный оттенок. "Уточки-мандаринки" ("юань-ян", являющиеся олицетворением супружеской верности, имеют и иной смысл – так называется одна из 30 поз при соитии.
"Иволгой-куропаткой" иногда называют проституток, "перепелочки" – устойчивое обозначение девиц лёгкого поведения; "воробей", "воробушек" – название фаллоса; "зимородок" ("фэйцуй" – так называется одна из 30 поз при соитии. Две рыбки играющие в воде являются символом сексуальной удовлетворенности; "краб" ("сушёный краб" считается прекрасным возбудителем мужской сексуальности; "угорь" обозначает фаллос, "жёлтый угорь" – это гомосексуалист. Заяц, особенно держащий пест и толкущий в ступе символизирует мужскую сексуальную активность. Лошадь в Китае является воплощением женского начала, вместе с тем словосочетание "глаз коня" обозначает отверстие на головке фаллоса, выражение "конь бьёт копытом" характеризует одну из 30 поз при соитии.
Священные мифологические животные – цилинь, дракон, тигр и черепаха (со змеей) символизирующие страны света, светила, первоэлементы, цвета, звуки, обладают также и сексуальным смыслом. Так цилинь, известный тем, что приносит счастье при деторождении, является образом-символом одной из 30 поз при соитии. Черепаха, точнее иероглиф черепахи, представляет как графический символ фаллоса, а змея – женское начало, – слившаяся с черепахой, олицетворяющей мир воды и тёмного женского начала и одновременно мужской силы, - это один из центральных сексуальных образов китайского искусства. Дракон вида цин лун, сине-зеленый дракон, считается воплощением мужской сексуальности; лев или львы, играющие в мяч, – образ сексуальных "игр". Выражение "Два феникса танцуют в согласии" является названием одной из 30 поз при соитии. Изображение пары овец – двойное ян – служит образом мужской сексуальности.
Музыкальные инструменты такие как флейта, лютня-пила, цитра-цинь обладают определенным сексуальным смыслом. Выражение "слушать звук лютни" означает посещение публичного дома; цинь выступает как метафора половых губ.
В пейзажных композициях с изображением гор и деревьев, луны в небе, различных мостиков и павиольнов, одиноких задумчивых рыбаков в лодке или странников, раскрывается определенный сексуальный смысл. Горами, вернее яшмовыми горами, нередко называют женскую грудь, горная долина - это впадина между ними, соски же подобны виноградинам и плодам лотоса. Мост в эротической литературе обозначает область между анальным отверстием и влагалищем. Картина с изображением одинокого мужчины, прогуливающегося по мостику над водным потоком, имеет эротические аллюзии, может означать и гомосексуализм. Изображение заднего сада в архитектурном ансамбле определенно связывается с гомосексуализмом, как и выражение "любоваться полной луной"; "трехэтажной башней" метафорически обозначает влагалище, треугольник - известный древний символ вульвы. Особой чувственностью и сексуальной напряженностью пронизаны различные природные стихии, взаимодействие объектов природы, функции предметов и т. п.
Верховая езда, "скакать на коне" - это метафора соития; созерцать иву - значит посещать публичный дом; "шаг тигра" - название одной из 30 поз при соитии; любить ветер и луну означает сексуальную активность; облака и дождь символизируют сексуальное единство; облако - это взаимодействие партнеров; дождь - климакс; лететь или лететь вместе - означает взаимную любовь. "Дух вздымается до небес" - описание оргазма, выражение "есть жареную свинину" означает соитие. Разумеется, выявленные В.Эберхардом сексуальные ассоциации, пронизывающие большинство образов-символов китайской живописи не всегда воспринимаются зрителем.
Возвышенные пейзажи Фань Куаня ил виртуозные монохромные листы с изображением бамбука мастера У Чжэня, чистые, простые композиции Ни Цзаня не вызывают эмоций и мыслей из сексуального кода. Но подавляющая часть живописи цветов и птиц, жанровой и портретной живописи и частично пейзажа насыщена сексуальными аллюзиями в очень значительной степени. Думается, что в свитках Ци Байши с изображением крабов содержится намек не только на японских захватчиков, как об этом обычно говорится...
Е.В.Задавская-Байчжи
Рубока Шо. Эротическая танка.
Из сборника «Ночи Камати или время Цикад»
Из сборника «Ночи Камати или время Цикад»
Снова по её бёдрам
Взбегаю губами,
Стан твой лаская,
В трепете быстрых крыл
Ласточка промелькнёт.
Влажная роза
Опять распустилась
В тумане,
Счастье осталось
На кончике языка.
Багровое небо
Набухло весенней грозой.
Ласточка сделала круг.
Так тяжелеет нефритовый ствол
В пальцах любимой.
Ты отдаёшь себя
Без колебанья.
Стремглав ложишься,
Как птица с ветки,
Слетело платье.
Нынче вплываю в тебя
На утлом челне.
Не спешат рассмеяться
Под кимоно
Кацураки.
Ты отбросила полог
И ветреной ночью
Залучила к себе ночевать.
И тогда на рукав мой с Небесной реки
Луна опустилась тихонько.
Кто дал тебе имя,
Малышка из квартала Симмати?
Зачем так искусно
Губами ласкаешь коралл?!
О, бездна блаженства!
Мы слишком далеко
Зашли в поцелуях,
Наряд твой расстёгнут…
О, как непрочны
Супружеские узы!
Она нежна,
Не рань её души,
Поспешностью не принуждай к слиянью.
Попробуй лаской
Милой угодить.
Волнуется красавица-таю:
Сумею ли ранг оплатить?
Не оттого ль улавливает стоны
Ветер, лаская губами
Тёмно-алую щель?