Японию по праву называют империей кукол: искусство их изготовления культивируется тут несколько тысячелетий. Куклы являются не только главными героями традиционного театра Бунраку, но и непременным атрибутом ежегодных празднований Дней девочек (3 марта) и мальчиков (5 мая). На День девочек каждая семья, где есть девочки или незамужние девушки, устанавливает специальную лесенку, на верхней ступени которой восседают куклы императора и императрицы, а 5 мая в доме, где есть мальчики, водружается игрушечный самурай.

1200 лет назад старший сын 55-ого императора Бунтока создал приспособление для изготовления посуды из дерева. С тех времён существуют люди, занимающиеся этим ремеслом. Даже в наши дни люди в храме на северной части Японии чтят сына этого император за его изобретение. Позже люди этой профессии из северной части Японии разошлись по всей стране. Самурай Хидэёси был назначен наблюдателем провинций Японии и, посещая их, брал мастеров по дереву с собой. Таким образом, умение делать поделки из дерева разошлось по всей Японии.
В те времена мастерство использовали для изготовления кухонной посуды: чашек, тарелок, мисок. И в тоже время люди начали использовать станок для изготовления деревянных игрушек.


Мастера за работой.


Kокэси ведет свое начало с северо-востока Японии, из районов лесов и сельского хозяйства - Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата "рождения" куклы - середина периода Эдо (1603 - 1867), специалисты считают, что кукле уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность, кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи, и знатоки могут по этим признакам срезу определить, в какой префектуре сделана игрушка. В Японии издавна сложились устойчивые центры народных художественных промыслов такие, как Киото, Нара, Кагосима, которые сохранили традиции и в наше время.



Народная игрушка кокэси состоит из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, которые вытачивались вручную мастером на токарном станке. Он же впоследствии ее и расписывал. Реже игрушку изготавливали из цельного куска дерева. Высота кукол - от нескольких сантиметров до метра. Старинная технология, дошедшая до сегодняшних дней, используется при создании загадочных фигурок уже только в области Тохоку.
В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев — вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов.
Не существует однозначного толкования, каким образом сложился этот тип игрушки. Одна из версий предполагает, что кокэси первоначально были шаманскими фигурками. По другой же - они являлись так называемыми поминальными куклами, которых ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных. В подтверждение этой теории - и значение слова «кокэси» - «забытое дитя». К слову, традиционные кокэси - это всегда девочки, в отличие от мальчиков менее желанные в крестьянских семьях.
Более жизнерадостной версией является история о том, что в XVII веке в эти края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сёгуна - военного правителя страны, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочь, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.
Традиционные кокэси, называемые «дэнто», очень просты по форме. Понять, почему именно они так ценятся в Стране восходящего солнца, можно, вспомнив приверженность японцев к простоте и иносказанию, что отражается и в японской культуре. Примером могут служить поэзия хайку и деревянная архитектура синтоистских и буддистских храмов. Каждая кукла неповторима и является отражением характера и мимолетного настроения своего создателя.
Кокэси передавалась от родителей детям. Учителя передавали традиции, способ изготовления, дизайн и материал ученикам. Среди мастеров часто иногда встречались женщины, перенимавшие мастерство изготовления кукол у своих мужей.

Размах изготовления кокэси совпал с периодом конца Второй мировой войны. Экономический рост в Японии сопутствовал появлению множества новых («сингата») сувенирных кукол, отличительные признаки которых подсказывают, в какой провинции возник данный дизайн.
Выделяют две основные школы дизайна кокэси — традиционную («dento») и авторскую («shingata»).
Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм.
В районе Кидзияма фигурки вытачивают из целостной части дерева: они одеты в узорчатый фартук и отличаются прической пажа «микадо». Область Наруко прослыла как родина «плачущих кукол». Их головки подвижны; роспись локонов на них напоминает стиль кукол императорского двора. Изображения хризантем безошибочно определяют родословную кокэси из Сакунами. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера.
Авторские кокэси - это перерождение куклы в статуэтку. Они исполнены философского смысла и носят поэтические названия. Их дизайн более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми.


11 видов традиционных кокэси.


Оценить благородную простоту, гармонию форм и тонкие нюансы виртуозной росписи способны, конечно, только взрослые.
Большинство поклонников считают, что в каждой кукле заключен дух мастера. И это нечто большее, чем просто стиль, по которому определяются его работы. Некоторые приписывают куклам чувство юмора, выносливость, отражающие их создателя или место происхождения.

B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого.
В городе Наруго (префектура Мияги) ежегодно с 7 по 9 сентября проводится Фестиваль Кокэси. В первый день местному божеству в синтоистском храме посвящаются качественно выполненные куклы, а во второй - сжигаются все экземпляры с дефектами. И, конечно, в большом количестве всюду продаются эти обаятельные игрушки.

По одной из версий именно кокэси стала прототипом русской матрёшки.



Изготовление кокэси