-Как вы ориентируетесь? -По приборам.
ЭТНОГРАФ, ОТКРЫВШИЙ МИРУ ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЯПОНИИ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ



Тории Рюдзо родился в г. Фунабамати (ныне г. Токусимэ) префектуры Токусима на о. Сикоку на юге Японии 4 апреля 1870 г.
В 1876 г., когда ему исполнилось 6 лет, родители отдают его в начальную школу. Однако уже через год он начинает самостоятельно заниматься по программе средней школы, что говорит о незаурядных способностях, развившихся у него в те годы. В эти же годы Тории Рюдзо проявляет необычайно ранний интерес к этнографии. В 1886 г. во время пребывания в г. Токио он вступает в Этнографическое общество Японии и становится одним из самых молодых членов за всю историю его создания.
Очень большое влияние на Тории Рюдзо оказал приезд к нему домой в 1888 г., тогда еще 18-летнему юноше, только делающему первые робкие шаги в науке, выдающегося японского антрополога, профессора Токийского императорского университета Цубои Сёгоро. Эта встреча предопределила всю его последующую жизнь. В сентябре 1890 г. Тории Рюдзо, приехав на стажировку в Токио, хотел поселиться у своего учителя - Цубои Сёгоро. Но поскольку тот в то время находился за рубежом, останавливается у культуроведа Косуга Сугимура, у которого прожил с сентября по декабрь. В декабре из-за неотложных дел возвращается обратно домой, осматривая по пути храм Хорюдзи.

В августе 1892 г. Тории Рюдзо проводит свои первые археологические раскопки раковинных кучах кайдзука в префектуре Тиба на тихоокеанском побережье о. Хонсю. В конце года он вновь приезжает в Токио. Удача на этот раз не изменила ему. В начале 1893 г. его берут на работу сотрудником отдела этнографии Токийского университета.
С августа по декабрь 1895 г. Тории Рюдзо впервые смог выехать за границу для этнографических исследований. Летом 1896 г. по заданию Токийского университета начинает вести систематические, рассчитанные на долговременную перспективу, научные изыскания на о. Тайвань, а по возвращении в Японию - на о. Окинава, где занимался сбором этнолингвистических материалов, связанных с обычаями окинавцев.
На следующий год Тории Рюдзо основной упор сделал на исследовании традиций в префектуре Токусима. В октябре этого же года последовала его вторая этнографическая экспедиция на о. Тайвань. 2 июня 1898 г. из отдела этнографии он переходит на должность ассистента кафедры антропологии Токийского университета и уезжает в свою очередную (третью по счету) экспедицию на о. Тайвань.
Но наибольшую известность Тории Рюдзо принесли его работы на Курильских островах (Тисима) по исследованию культуры курильских айнов, в то время слабо изученных в этнографическом отношении.
Экспедиция отправилась в путь в мае и продлилась в общей сложности до конца июня 1899 г. На военном корабле "Мусаси", совершавшим один раз в год "обход острова Тисима с целью пресечения браконьерства и других инспекционных проверок". Тории Рюдзо отплыл из порта Хакодатэ (с заходом в Нэмуро) на о. Шикотан, куда в 17-й год Мэйдзи (1884 г.) по решению японского правительства были переселены все без исключения северокурильские айны. Здесь Тории Рюдзо нанял себе в помощники 60-летнего айна Григория Буритина (его айнское имя - Нумутсума-куру) и вместе с ним отправился далее на о. Итуруп, где, воспользовавшись краткосрочной остановкой судна в деревне Рубэцу (бывший пос. Куйбышево Курильского района»), располагавшейся на охотской стороне острова собрал там важный этнографический материал. Здесь от старой айнки 80 лет им была записана легенда о низкорослых карликах - коропокгуру, обитавших на острове задолго до прихода сюда айнов. При опросе итурупских айнов Тории Рюдзо выяснил, что «в древнее время люди жившие на Итурупе, назывались "той-че-куру"..., т.е. люди, живущие в земле»...
Кроме сбора устной информации им проведены исследования в окрестностях Тосимой на о. Итуруп, а затем - на о. Парамушир и Шумшу. Через неделю, посетив несколько мест на о. Шумшу, Тории Рюдзо на этом судне возвращается обратно на о. Щикотан, где в течение 28 дней «занимался изучением телосложения аборигенов, их нравов и обычаев, устных преданий, религии, а также провел фотографическую съемку» IЗа один месяц пребывания среди Шикотанских айнов Тории Рюдзо был выполнен большой объем научных работ. Ему удалось выяснить положение северокурильских айнов до и после переселения на о. Шикотан, установить их точную численность, половозрастной состав, собрать важные статистические данные, прояснить многие вопросы по языку и грамматике (составить небольшой словарь), описать нравы, обычаи, древние легенды и фольклор айнов. Кроме того, им была проведена перепись шикотанских айнов, т.к. в разных источниках она сильно разнилась.
Ученый с горечью констатировал: «Воинственное племя курильских айнов, которое в былое время держало под страхом находящиеся поблизости племена камчадалов и эдзоайнов Кунашира и Итурупа, видимо, переживало нынче свой последний этап существования. Их осталось всего 62 человека. Судя по всему..., нетрудно предвидеть их полное исчезновение в недалеком будущем. Поэтому задача антропологов состоит в том, чтобы своевременно завершить научное исследование племени»
Итогом работ Тории Рюдзо явился выход в свет в 1903 г. его фундаментального труда «Курильские айны (Тисима айну)», принесшего ему заслуженную славу и известность в научных кругах Японии.
Несмотря на то, что со времени работ Тории Рюдзо прошло уже 106 лет, материалы, собранные им на Курильских островах, при¬обретают ныне исключительную научную ценность. В 1941 г. на о. Хоккайдо умер последний курилец-айн - носитель некогда могущественного племени айнов, издревле населявших острова Курильской гряды.
Как удалось установить в 1988-1990 гг. Ю.В. Кнорозову, первые палеоайны, принесшие на Южные Курилы раннедзёмонские традиции, появились на островах где-то на рубеже 8000-7000 лет от наших дней, если не раньше. Такой возраст показали результаты радиоуглеродного датирования образцов угля, взятых из
кострища, оставленного предками айнов на стоянке Янкито-1 при своем переселении на о. Итуруп, Курильские айны - прямые потомки тех палеоайнских мигрантов с Хонсю, появившихся в северной части островного мира Тихого океана.
Сейчас, в начале XXI в., мы вынуждены с горечью констатировать, что курильские айны перестали существовать как исторический этнос. Поэтому исследования Тории Рюдзо, проведенные в конце XIX в. на Курильских островах, заполняют пробел, имевшийся в нашем отечественном айноведении. В этом - непреодящее значение вклада Тории Рюдзо в этнографию курильских айнов.
В 1900 г., после успешного завершения исследований на Курилах, Тории Рюдзо отправляется в четвертую научную экспедицию на о. Тайвань. Свое 30-летие он отметил восхождением на гору Синтакаяма. Осенью 1901 г. проводит этнографические исследования в префектурах Исикава и Янаги на о. Хонсю. Этот год знаменателен для Тории Рюдзо еще и тем, что в декабре он женился. Его жена Итихара Кимико стала для него верным другом и помощником во всех делах.
В марте-июле 1902 года Тории Рюдзо занялся исследованием племен юго-западного Китая. Через два года (в апреле 1904 г.) ведет этнологические изыскания в г. Осака префектуры Нара и др., а в июне-июле - раскопки раковинных куч на о. Окинава.
28 июля 1905 г. Тории Рюдзо становится штатным преподавателем факультеа антропологии Токийского университета. А буквально через месяц спустя у него рождается сын. В сентябре-ноябре он отправляется в научную экспедицию в Маньчжурию. С апреля 1906 г. некоторое время преподает в мужской гимназии и вскоре возвращается в Японию. В июне того же года состоялась встреча и беседа Тории Рюдзо и его жены Итихара Кимико с исследователем аборигенов о. Сахалина Брониславом Пилсудским, который в это время находился в Японии. По ее завершении они совершили совместную экскурсию на курган Нисигахама близ г. Токио.
23 марта 1907 г. в семье Тории Рюдзо произошло пополнение - родилась дочь. Не смотря на это, он вместе с женой и детьми в июне выезжает в довольно длительную (до 1908 г.) этнографическую экспедицию в Монголию. А уже в марте-мае 1909 г. состоялась его новая трехмесячная экспедиция - на этот раз в Маньчжурию.
В мае следующего года у Тории Рюдзо родилась вторая дочь. Все лето 1910 г. он проводит в подготовке к экспедиции в Корею. В свою первую экспедицию на Корейский полуостров ученый отправляется весной 1911 г., а в июле совершает поездку на Южный Сахалин (Карафуто) для археологических и антропологических исследований. Всего же за пять лет (начиная с 1911 и вплоть до конца 1916 гг.) Тории Рюдзо проводит одну за другой шесть научных экспедиций в Корею.
6 июля 1916 г. у Тории Рюдзо родился второй сын - Рюдзиро.
По возвращении с июля по август 1917 г. совместно с редактором газеты «Осака майнити» Мотояма совершает поездку по Японии в префектуры Нара и Осака для сбора материалов по этнографии, а в ноябре 1918 г. выезжает в префектуру Нагано в экспедицию с этнографами Общества педагогики Сина.
Весьма продуктивной в научном плане несмотря на трудности, выпавшие на начальном этапе исследований, оказалась экспедиция Тории Рюдзо в Восточную Сибирь.
Но поистине звездными для Тории Рюдзо стали 1920-1921 гг. Осенью 1920 г. он получает премию Пармской академии от французской коллегии докторов наук, а в декабре его избирают почетным членом Парижского этнографического общества. В 1921 г. министерство просвещения Японии присуждает ему докторскую степень за диссертацию «Доисторическая Монголия».
С июня по август 1921 г. Тории Рюдзо предпринимает экспедицию на Северный Сахалин и Нижний Амур. Здесь он занимался антропологическими исследованиями, сбором лингвистических материалов и этнографических коллекций среди коренного аборигенного населения этого региона. Так, в черте г. Александровска-на-Сахалине им было исследовано земляное укрепление-городище, относящееся к эпохе средневековья.
В своей книге «Северо-Восток Азии с точки зрения антропологии и этнографии», вышедшей в 1924 г., Тории Рюдзо указывает на то, что аналогичные или близкие Александровскому земляные укрепления с элементами фортификации находятся на материке Азии - в Маньчжурии и юге Приморья. По приезде в Японию им были продолжены столь успешно начатые ранее исследования в префектуре Нагано.
В эти же годы Тории Рюдзо была разработана модель заселения Японских островов предками айнов, по которой: 1) первые волны айносов через Корейский пролив проникают в Японию 4000 л. до н.э.; 2) на рубеже 2000-1000 г. до н.э. происходит вторжение тунгусо-монголоидных завоевателей, в результате чего часть айнов через Сангарский пролив уходит на о. Хоккайдо; 3) к V-VI вв. наблюдается вторая волна нашествия тунгусов на Хоккайдо куда вскоре окончательно переселяются и айны Тохоку. Эта модель в 1930 г. была поддержана выдающимся российским этнографом-североведом В.И. Иохельсоном.
В 1922 г. Тории Рюдзо присваивают звание профессора Токийского университета и назначают заведующим вторым этнографическим отделом. Не смотря на большую занятость в университете, он находит время для раскопок раковинных куч в г. Токусима.
В феврале 1923 г. старший сын Тории Рюдзо решает пойти по стопам отца и уезжает учиться на этнографа во Францию - в Сорбонну. 10 мая Тории Рюдзо избирают профессором Государственной аспирантуры (забегая вперед отмечу, что на этом посту он находился вплоть до 31 дека6ря 1933 г.)
2 июня 1923 г. Тории Рюдзо уходит из Токийского Университета и основывает Научный центр антропологических исследований Тории ( по другим источникам - Ториевский институт антропологических исследований). Первым научным сотрудником этого центра стала его жена Итихара Кимико.
Весь 1926 г. Тории Рюдзо работал в Китае. 30 января 1927 г. в Париже умирает его старший сын. Чтобы заглушить в себе тяжелую боль утраты, Тории Рюдзо свою энергию и силы отдает подготовке к четвертой экспедиции в Маньчжурию, в которую отправляется с августа по октябрь. В 1928 г. его избирают членом-корреспондентом Токийского научного центра «Тохо Бунка». Свой 60-летний юбилей ученый встретил на археологических раскопках императорских захоронений во Внутренней Монголии - беспрецедентных по тому времени размаху и масштабам. В 1931-1933 гг. последовали одна за другой его длительные экспедиции в Маньчжурию, Корею и Монголию.
В 1935 г. Тории Рюдзо принимает участие в Конгрессе этнографов в г. Брюсселе (Бельгия). В ноябре-декабре отправляется с женой и сыном Рюдзиро в новую экспедицию в Маньчжурию и Китай, где они пробыли в общей сложности два года.
В 1937 г. МИД Японии направляет Тории Рюдзо в качестве атташе по культуре в Бразилию. Здесь он с успехом проводит археологические раскопки на памятниках эпохи инков.
В дальнейшем на протяжении семи лет (с 1938 по 1945 гг.) Тории Рюдзо отдает все свои силы изучению древней истории Китая, привлекая к этой работе своего сына. В это же время (с мая 1939 и до июня 1941 гг.) читал курс лекций в пекинском государственном университете (с 1940 г. - в качестве профессора). С началом второй мировой войны уходит из университета и целиком посвящает себя исследованию культур и цивилизаций Древнего Китая.
Лишь в конце декабря 1952 г. решает вернуться в Японию. Но не проходит и двух недель, как 14 января 1953 г. - на 83-м году жизни Тории Рюдзо неожиданно умирает за письменным столом, заканчивая «Очерки по археологии». А через шесть лет - 19 августа 1959 г. - в возрасте 87 лет умирает его жена Итихара Кимико.
В честь увековечения выдающихся заслуг Тории Рюдзо в исследовании мировой культуры на его родине - на о. Сикоку был установлен памятник.
Основные научные труды Тории Рюдзо
1. Тории Рюдзо. Курильские айны (Тисима айну). Токио, 1903 (на яп. яз.).
2. Torii R. Kofform der Hida, Mino sowie Ettyu-Bewohner. Tokyo-Tiri-Gaku-Zas'si. XVII. 1905 (zit. nach Matumura).
3. Тории Рюдзо. Доисторическая Япония (Юси идзэн-но Ниппон). Токио, 1919 (на яп. яз.).
4. Torii R. Etudes Archeologiques et Eth-nologiques. Les Ainou des iles Kouriles // Journal of the College of Science, Imperial University of Tokyo. Vol. XLII. Art. I.Tokyo, 1919.337 р.
5. Тории Рюдзо. Северо-Восток Азии с точки зрения антропологии и этнографии (Дзинру-игаку оеби дзинсюгаку дзё ёри митару Хокуто Адзия). Токио, 1924 (на яп. яз.).

"Японские учёные – исследователи Южного Сахалина и Курильских островов (конец XIX –первая половина XX веков). Биобиблиографические очерки. Книга первая". Автор – М. М. Прокофьев. Южно-Сахалинск, 2006.

@темы: айну, личности, наука